[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Театр » Литература » Театральная энциклопедия (совмещение первоисточника и инет данных.)
Театральная энциклопедия
ИнгаДата: Вторник, 12/Янв/10, 14:24 | Сообщение # 1
Живу я тут
Группа: Администраторы
Сообщений: 321
Статус: Offline
ОТ РЕДАКЦИИ

Театральная Энциклопедия - первое научно-справочное издание по театральному искусству на русском языке - освещает историю и теорию театра с древнейших врем„н до наших дней. Настоящее издание рассчитано на деятелей театрального искусства - актёров, режисс„ров, художников, преподавателей и учащихся специальных учебных заведений, работников газет, радио и телевидения, а также на широкие круги читателей, интересующихся театром, участников художественной самодеятельности, слушателей университетов культуры.
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства -
драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном
театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и
жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актёра,
режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства
театральных зданий, театральной печати, образования,
научно-исследовательской работы в области театра.
Театральная Энциклопедия освещает театральное творчество народов
мира, в ней представлен театр стран, имеющих развитое театральное
искусство. Особое внимание уделяется советскому искусству и
дореволюционному театру народов, населявших Россию. Значительное место занимает освещение театрального искусства крупнейших стран Европы
(Англии, Франции), США и особенно стран народной демократии. Впервые
делается попытка представить отсутствующие в литературе на языках
народов СССР данные о театре Востока (Индонезия, Бирма и др.), Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), Австралийского Союза и ряда европейских стран (Финляндия, Греция, Нидерланды и др.).
По объёму и характеру статьи делятся на развёрнутые исторические
очерки и справочные статьи и заметки, содержащие преимущественно
фактический материал. История театрального искусства отдельных стран
излагается в статьях о театре и драматургии той или иной страны, в
справках о деятельности театров, в биографических статьях. Ряд статей
содержит сводный справочный материал (например, "Гастроль", "Журналы",
"Декады", "Всемирные фестивали..." и др.). Стремясь дать обстоятельные
сведения, редакция сгруппировала многие термины в общих статьях,
охватывающих данные понятия, сохранив соответствующие ссылки на эти
общие статьи: так, например, большинство терминов по системе
Станиславского разъясняется в статье "Станиславского система"; отдельные
термины по технике сцены характеризуются в статьях "Машины сценические",
"Шумы", "Сцена", "Свет", "Эффекты сценические". Энциклопедия не содержит
отдельных статей о танцах и музыкальных инструментах, но в статьях
"Танец" и "Музыкальные инструменты" читатель найд„т сведения по этим
вопросам.
В Энциклопедии публикуются статьи о всех народных артистах СССР и
республик, но, ввиду ограниченного объ„ма издания, в биографических
статьях даются сведения главным образом справочного характера и
определяется то положительное значение, которое имеет творчество данного
деятеля для развития национального театрального искусства.
В статьях о великих писателях, художниках и композиторах, творчество
которых связано не только с театральным искусством, освещается лишь их
театральная деятельность, а сведения, касающиеся других сторон
творчества (в том числе в области литературы и кинематографии), и
биографии почти не даются.
В биографических статьях о деятелях театрального искусства
дореволюционной России даты рождения и смерти указываются обычно по
старому и новому стилю (если указана одна дата, это значит, что
установить, к какому стилю она относится, не удалось).
Статьи об отдельных пьесах, операх, балетах содержат сведения об их
первых постановках в нашей стране и за рубежом и о некоторых других
постановках. Оценка значения этих произведений содержится обычно в
статьях, посвящ„нных их авторам - драматургам, композиторам, а оценка
постановок часто отмечается в статьях о соответствующих театрах,
режисс„рах и т. д. При отборе пьес, опер, балетов, которым Театральная
Энциклопедия посвящает отдельные статьи, редакция ограничилась
крупнейшими произведениями классиков и некоторыми популярными совр.
пьесами. Остальные, произведения указываются в статьях о драматургах
(композиторах). В заключительном томе будет опубликован список всех
произведений, упоминаемых в Энциклопедии.
Пьесы, имеющие несколько названий, приводятся под наиболее популярным
на русской сцене названием, например "Нора", а не "Кукольный дом"
("Нора"). Названия произведений на языках народов СССР и зарубежных
стран даются в переводе на русский язык. В отдельных случаях приводится
наименование пьес в подлиннике.
Дата, сопровождающая название произведения в статьях о драматургах,
композиторах, в очерках о театре и драматургии, означает, как правило,
дату первой постановки. В некоторых случаях первая постановка заменяется
одной из первых, но более значительной, чем предшествующие спектакли,
постановкой. В тех случаях, когда между датой сочинения и'датой
постановки существует значительный разрыв во времени, указываются, по
возможности, обе даты (сначала дата сочинения, затем дата постановки).
В статьях о режисс„рах, балетмейстерах, художниках их постановки, как
правило, датируются. Исполнение ролей акт„рами датируется только в
статьях о виднейших деятелях театра или в случаях, когда роль является
выдающимся созданием акт„ра, а также в статьях об акт„рах прошлого,
деятельность которых почти не получила освещения в печати. Обычно роли
акт„ров указываются или хронологически, по мере их создания, гли
группируются по разделам репертуара (роли в национальной классике, в
русской и мировой классике, в современном национальном репертуаре, в
современном русском и переводном репертуаре).
Статьи о театрах помещены, как правило, под названиями, определяющими
их национальную принадлежность (например, "Армянский театр им. Г.
Сундукяна", "Грузинский театр им. Ш. Руставели" и т.п.), кроме тех
случаев, когда театр имеет установившееся за ним название (например,
"Ва-немуйне") или носит имя деятеля, с творчеством которого
непосредственно связана деятельность театра (например, "Вахтангова имени
театр"), или если название города, где помещается театр, прочно вошло в
его наименование (например,"Ленинаканский театр им. Мравяна", а не
"Армянский театр им.Мравяна"). Исключение составляют многочисленные
русские театры, а также украинские и узбекские театры, статьи о которых
помещаются в соответствии с наименованием города, где они находятся
(например "Киевский театр им. Франко", "Ленинградский театр
им.Пушкина").Статьи о театрах зарубежных стран даются под
установившимися за этими театрами наименованиями в русской транскрипции
("Комеди Франсез", "Берлинер ансамбль" и т. д.). Названия театров
большей частью даются сокращенно. К статьям о крупнейших советских
театрах прилагается список основного репертуара с 1917 года.
В целях экономии места редакция широко использует принятые в
энциклопедических изданиях сокращения. При упоминании произведений,
получивших всеобщую известность (главным образом классических), не
приводится фамилия автора (например, "Ревизор", а не "Ревизор" Гоголя);
при упоминании некоторых популярных ролей, также известных большинству
читателей, не указываются названия произведений, в которых действуют эти
персонажи (например, Городничий, Гамлет, Чацкий). В тех случаях, когда в
перечне произведений опускается фамилия автора, между этим произведением
и следующим за ним ставится точка с запятой (например, "Любовь Яровая";
"Иркутская история" Арбузова). Та же пунктуация соблюдается, когда в
перечне ролей опускается название произведения (например, Гамлет;
Бенедикт - "Много шума из ничего"). При упоминании ролей в одноим„нных
пьесах (или партий в одноим„нных операх, балетах) название заменяется
сокращением "о. п." (одноим„нное произведение): например, Вильгельм
Телль (о. п. Шиллера). Инициалы автора опускаются при названии
произведения и при упоминании в тексте всемирно известных им„н (Шекспир,
Пушкин, Гоголь, а не У. Шекспир, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В обзорных
очерках о театре и драматургии отдельных стран инициалы указываются
только при первом упоминании деятелей данной страны.
Иллюстрации даются к статьям, посвящ„нным театральному искусству
республик СССР, зарубежных стран, к статьям о крупнейших театрах, к
отдельным терминам ("Грим", "Искусство акт„ра", "Сцена" и т. д.).
Иллюстрируется также ряд статей: о народных артистах СССР и республик, о
режисс„рах, статьи, посвящ„нные творчеству выдающихся акт„ров прошлого,
некоторые статьи о деятелях современного театра зарубежных стран.
Количество иллюстраций лимитируется объ„мом издания.
К подготовке Энциклопедии привлечены театроведы СССР и некоторых
зарубежных стран. В обсуждении словника и крупных статей принимают
участие Институт истории искусств Академии наук СССР, а также
Ленинградский государственный научно-исследовательский институт театра,
музыки и кинематографии. Материал по искусству республик подготавливают
специальные научно-исследовательские институты и другие театроведческие
организации республик:
Институт искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, Институт
искусствоведения, фольклора и этнографии АН БССР,
Научно-исследовательский институт искусствознания АН Узб. ССР, Институт
истории искусств Арм. ССР, Институт архитектуры и искусства АН Азерб.
ССР, Театральный институт Груз. ССР и Театральный музей Груз. ССР,
Театральное общество Эст. ССР, Сектор искусствоведения АН Каз. ССР.
Словники рецензировались в ряде зарубежных стран (Англии, Болгарии,
Румынии, Польше, ГДР, Чехословакии, Китае, Нидерландах, Югославии, Индии
и др.). Консультационную работу проводят: Высший институт театрального
искусства (София), Научный институт театра и кино (Будапешт), Ассоциация
театральных деятелей и драматургов (Пекин), Государственный институт
искусств (Варшава), Институт истории искусств (Бухарест), Кабинет
чешского театра Чехословацкой академии наук (Прага), Театральный музей
(Белград) и др. Большую помощь в подготовке издания оказывает
библиографический кабинет Всероссийского театрального общества.
Статьи Энциклопедии подписываются инициалами авторов (расшифровка
инициалов да„тся в конце каждого тома).Статьи, не имеющие подписи,
подготовлены редакцией.
В последнем томе помещается указатель с тематической систематизацией
опубликованного в томах материала.
Список основных сокращений, принятых для настоящего издания, помещ„н
в конце первого тома.

 
ИнгаДата: Понедельник, 25/Янв/10, 23:22 | Сообщение # 2
Живу я тут
Группа: Администраторы
Сообщений: 321
Статус: Offline
ААРНИ (Aarni), Карло (р. 2.VIII. 1888) - финский актер и режиссер. Ученик известных фин. актеров Э. Томпури, А. Алберга, А. Орьятсало. Дебютировал в 1907 в "Рабочем т-ре" (Тампере), где работал до 1910. В 1910-16 гастролировал по стране, в 1916-17 работал в "Новом театре" (Хельсинки), в 4925-27- в т-ре "Народная сцена" (Хельсинки), в 4918-25, 1940-48-в "Таммерфорсском т-ре". Среди ролей А.: Эско, Ээнокки, Сакеус ("Сельские сапожни ки", "Обручение", "Леа" Киви), Уолеви ("Смерть Элины" Нюмерса), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и др.

С 1918 занимался режиссерской деятельностью. А. поставил пьесы нац. драматургии: "Сельские сапожники", "Куллерво", "Обручение", "Леа" Киви, "Дани-ель Хьюрт" Векселля, "Женщины Нискавуорн" ("Каменное гнездо") Вуолийоки. Среди др. работ: "Гамлет", "Двенадцатая ночь"; "Воскресение" (по Л. Толстому), "Ревизор" и др. А. воспитал мн. актеров и режиссеров финского т-ра, уделял большое внимание работе сельских театр. кружков. В 1929-50 принимал участие в работе т-ров небольших городов: Тампере, Котка, Раума и др. С. Л.
"АБАЙ"- 1) Трагедия М. Ауэзова и Л. Соболева в 4 актах, 6 картинах (о последнем периоде жизни великого казахского поэта, демократа-просветителя Абая Кунанбаева). Соч. 1939 (на казах, и рус. яз. параллельно). Пост. 20 окт. 1940, Казахский т-р драмы, Алма-Ата [реж. Токианов, худ-Чарномский (декорации) и Ходжиков (костюмы), компози тор Жубанов; Абай - Куанышпаев, Керим - Бадыров и Айманов, Айдар - Сыздыков, Зайнеп - Койчубаева, Жи-ренше - Кожамкулов1. Ставилась также в Семипалатинске (в 1945, 1952 - казах, труппой, в 1959 - рус.) и в др. городах Каз. ССР.

2) Инсценировка по роману "Абай" М. Ауэзова. Пост. 28 дек. 1949, Казахский т-р драмы, Алма-Ата. Ст. пр 1952. [Авторы инсц. и режиссеры спектакля Айманов и Штейн, худ. Голубович, композитор Ерзакович (в основе - муз. песни Абая и Биржана); Юный Абай - Исмаилов, Абай "в зрелом возрасте - Бадыров, Кунанбай - Куанышпаев, Даркембай - Умурзаков, Зере - Койчубаева, Майбасар - Кожамкулов. Ведущий - Айманов и Букеева]. Инсценировка ставилась казах. т-рами в Караганде, Чимкенте, Гурьеве и др.

И з д а н и я.-А у э з о в М., Соболев Л., Абай. Трагедия в 4 актах, б к., М.- Л., 1945.

Лит.: Л ь в о в Н. И., Казахский Академический театр драмы, Алма-Ата, 1957, с. 160-166, 307-313. А. Шн.

 
ИнгаДата: Вторник, 26/Янв/10, 12:41 | Сообщение # 3
Живу я тут
Группа: Администраторы
Сообщений: 321
Статус: Offline
http://www.litinstitut.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=303
В сообщении Кочериной Светланы Вячеславовны (Институт социально-культурных программ) «Элементы автоинсценировки в пьесе А. Платонова «Дураки на периферии» речь шла о принципах переработки А. Платоновым своих повествовательных произведений в драматургическую форму, что было весьма распространенным явлением во второй половине 20-х годов ХХ века. Например, автоинсценировки М. Булгакова, А. Белого, Л. Леонова, Ю. Олеши, Вс. Вишневского и др. Путем сопоставительно-стилистического анализа ранних рассказов А. Платонова и его пьесы "Дураки на периферии" устанавливается связь между героями комедии и их прозаическими прототипами: Башмаков и Магов ("Экономик Магов"), Евтюшкин и Кондратий ("Родоначальники нации…", "Рассказ о многих интересных вещах"), М.Башмакова и Каспийская невеста ("Рассказ о многих интересных вещах").
 
Форум » Театр » Литература » Театральная энциклопедия (совмещение первоисточника и инет данных.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: